Итоги работы потребительского рынка Республики Карелия за январь-июнь 2023 года

По оперативным данным оборот розничной торговли в республике в  январе – июне 2023г. увеличился в сопоставимых ценах на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил  83344,5 млн рублей.

Оборот розничной торговли складывался преимущественно за счёт деятельности торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Их вклад в январе-июне 2023г. составил 99,9% (в январе-июне 2022г. – 99,9%). Доля продажи товаров на розничных рынках и ярмарках составила 0,1% (в январе-июне 2022г. – 0,1%).

В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в январе-июне 2023г. составил 52,9% (в январе-июне 2022г. – 55,2%), непродовольственных товаров – 47,1% (в январе-июне 2022г. – 44,8%).

В январе-июне 2023г. населению республики было реализовано пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий на сумму 44096,0 млн рублей, непродовольственных – на 39248,5 млн рублей. В товарной массе это составило 102,2% и 110,4% соответственно к  соответствующему периоду предыдущего года.

На конец июня 2023г. объём товарных запасов в организациях розничной торговли (по организациям с основным видом  деятельности «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами») составил 11629,6 млн рублей, что в товарной массе на 2,3% больше, чем на конец июня 2022г. Уровень запасов в днях торговли составил 33 дня (на конец июня 2022г. – 36 дней).

По итогам выборочного обследования деловой активности в розничной торговле, проведенного во II квартале 2023г., ситуация для предпринимателей в этой сфере деятельности остается относительно стабильной. Доля опрошенных руководителей организаций, считающих, что экономическая ситуация в розничной торговле не изменилась по сравнению с предыдущим кварталом, увеличилась и составила 77,8% (в I квартале 2023г. – 72,2%). В то же время сократилась доля тех, кто отметил ухудшение ситуации, и составила 16,7% (в I квартале 2023г. – 27,8%). Улучшение экономической ситуации не было отмечено предпринимателями.

При этом большинством респондентов экономическая ситуация в розничной торговле региона была оценена как «благоприятная» и «удовлетворительная», данной точки зрения придерживались 83,3% опрошенных предпринимателей (в I квартале 2023г. – 88,9%). Как «неблагоприятную» экономическую ситуацию охарактеризовали 11,1% респондентов (в I квартале 2023г. – 11,1%).

Основными факторами, ограничивающими деятельность организаций розничной торговли во II квартале 2023г. предприниматели назвали: высокий уровень налогов (50,0% от общего числа респондентов), недостаточный платежеспособный спрос населения (38,9%), высокую конкуренцию со стороны других организаций розничной торговли (33,3%), высокие транспортные расходы (27,8%), недостаток финансовых средств (16,7%), высокий процент коммерческого кредита (16,7%), недостаточный ассортимент (11,1%) и сложности с получением кредита (11,1%).

По оценке руководителей, во II квартале 2023г. средний уровень торговой наценки составил 28,9%. При этом большинство респондентов считают, что он ниже уровня, который был бы достаточным для возмещения их затрат и обеспечил бы получение необходимой прибыли. Разница между сложившимся и достаточным, по мнению предпринимателей, уровнем торговой наценки по всем обследованным организациям составила 8,7 процентного пункта.

Оценивая перспективы развития экономической ситуации в розничной торговле 88,9% руководителей организаций, принявших участие в обследовании во II квартале 2023г., прогнозируют, что в следующем квартале она останется без изменений. Кроме того, стоит отметить снижение числа руководителей, ожидающих ее ухудшения: во II квартале 2023г. их доля составила 5,6% от общего числа опрошенных руководителей (в I квартале 2023г. – 16,7%).