По оперативным данным оборот розничной торговли в республике в январе-июне 2022г. снизился в сопоставимых ценах на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 78986,1 млн. рублей.
Оборот розничной торговли складывался преимущественно за счёт деятельности торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Их вклад в январе-июне 2022г. составил 99,9% (в январе-июне 2021г. – 99,9%). Доля продажи товаров на розничных рынках и ярмарках составила 0,1% (в январе-июне 2021г. – 0,1%).
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в январе-июне 2022г. составил 58,0% (в январе-июне 2021г. – 56,3%), непродовольственных товаров – 42,0% (в январе-июне 2021г. – 43,7%).
В январе-июне 2022г. населению республики было реализовано пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий на сумму 45773,6 млн. рублей, непродовольственных - на 33212,5 млн. рублей. В товарной массе это составило 97,0% и 88,7% соответственно к соответствующему периоду предыдущего года.
В январе-июне 2022г. розничные торговые сети сформировали 58,4% оборота розничной торговли торгующих организаций [1] (в январе-июне 2021г. – 55,2%) и 49,1% общего объема оборота розничной торговли (в январе-июне 2021г. – 47,7%).
На конец июня 2022г. объем товарных запасов в организациях розничной торговли (по организациям с основным видом деятельности «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами») составил 11474,3 млн. рублей, что в товарной массе на 6,0% меньше, чем на конец июня 2021г. Уровень запасов в днях торговли составил 35 дней (на конец июня 2021г. – 35 дней).
По итогам выборочного обследования деловой активности в розничной торговле, проведенного во II квартале 2022г., ситуация для предпринимателей в этой сфере деятельности несколько улучшилась. Доля опрошенных руководителей организаций, считающих, что экономическая ситуация в розничной торговле не изменилась по сравнению с предыдущим кварталом, составила 80,0% (в I квартале 2022г. – 85,0%). Доля тех, кто отметил улучшение ситуации, осталась на уровне 10,0%. В то же время увеличилась доля предпринимателей, указавших на её ухудшение (с 5,0% до 10,0%).
При этом большинством респондентов экономическая ситуация в розничной торговле региона была оценена, как «благоприятная» и «удовлетворительная», данной точки зрения придерживались 80,0% опрошенных предпринимателей (в I квартале 2022г. – 95,0%). Как «неблагоприятную» экономическую ситуацию охарактеризовали 20,0% респондентов (в I квартале 2022г. – 5,0%).
Основными факторами, ограничивающими деятельность организаций розничной торговли во II квартале 2022г. предприниматели назвали недостаточный платежеспособный спрос населения (50,0% от общего числа респондентов), высокую конкуренцию со стороны других организаций розничной торговли (50,0%), высокий уровень налогов (45,0%), сложности с получением кредита (25,0%) и высокий процент коммерческого кредита (20,0%).
По оценке руководителей, во II квартале 2022г. средний уровень торговой наценки составил 25,3%. При этом большинство респондентов считают, что он ниже уровня, который был бы достаточным для возмещения их затрат и обеспечил бы получение необходимой прибыли. Разница между сложившимся и достаточным, по мнению предпринимателей, уровнем торговой наценки по всем обследованным организациям составила 11,7 процентного пункта.
Оценивая перспективы развития экономической ситуации в розничной торговле 65,0% руководителей организаций, принявших участие в обследовании во II квартале 2022г., прогнозируют, что в следующем квартале она останется без изменений, еще 20,0% опрошенных респондентов ожидают ее улучшения. Кроме того, стоит отметить увеличение числа руководителей, ожидающих ее ухудшения: во II квартале 2022г. их доля составила 15,0% от общего числа опрошенных руководителей (в I квартале 2022г. – 5,0%).
С информационно-аналитическими материалами можно ознакомиться здесь.
[1] Без оборота розничной торговли индивидуальных предпринимателей, продажи товаров на рынках и сокрытия.
Комментарии пока отсутствуют.