Итоги работы потребительского рынка Республики Карелия за январь-март 2022 года

По оперативным данным оборот розничной торговли в республике в  январе-марте 2022г. увеличился в сопоставимых ценах на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил  39224,5 млн. рублей.

Оборот розничной торговли складывался преимущественно за счёт деятельности торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Их вклад в январе-марте 2022г. составил 99,9% (в январе-марте 2021г. – 99,9%). Доля продажи товаров на розничных рынках и ярмарках составила 0,1% (0,1% соответственно).

В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в январе-марте 2022г. составил 55,9% (в январе-марте 2021г. – 56,4%), непродовольственных товаров – 44,1% (в январе-марте 2021г. – 43,6%).

В январе-марте 2022г. населению республики было реализовано пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий на сумму 21928,4 млн. рублей, непродовольственных - на 17296,1 млн. рублей.
В товарной массе это составило 100,7% и 101,6% соответственно к  соответствующему периоду предыдущего года.

В январе-марте 2022г. розничные торговые сети сформировали 57,2% оборота розничной торговли торгующих организаций [1] (в январе-марте 2021г. – 55,8%) и 48,2% общего объема оборота розничной торговли (в январе-марте 2021г. – 48,2%).

На конец марта 2022г. объем товарных запасов в организациях розничной торговли (по организациям с основным видом  деятельности «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами») составил 11882,1 млн. рублей, что в товарной массе на 10,4% меньше, чем на конец марта 2021г. Уровень запасов в днях торговли составил 36 дней (на конец марта 2021г. – 41 день).

По итогам выборочного обследования деловой активности
в розничной торговле, проведенного в I квартале 2022г., ситуация для предпринимателей в этой сфере деятельности несколько улучшилась. Доля опрошенных руководителей организаций, считающих, что экономическая ситуация в розничной торговле не изменилась по сравнению с предыдущим кварталом, составила 85,0% (в IV квартале 2021г. – 76.9%). Доля тех, кто отметил улучшение ситуации, выросла с 7,7% до 10,0%. В то же время уменьшилась доля предпринимателей, указавших на  её ухудшение (с 15,4% до 5,0%).

При этом большинством респондентов экономическая ситуация в розничной торговле региона была оценена, как «благоприятная» и «удовлетворительная», данной точки зрения придерживались 95,0% опрошенных предпринимателей   (в IV квартале 2021г. – 96,1%). Как «неблагоприятную» экономическую ситуацию охарактеризовали 5,0% респондентов (в IV квартале 2021г. – 3,9%).

Основными факторами, ограничивающими деятельность организаций розничной торговли в I квартале 2022г. предприниматели назвали  недостаточный платежеспособный спрос населения (45,0% от общего числа респондентов), высокий уровень налогов (45,0%), высокую конкуренцию со стороны других организаций розничной торговли (35,0%), высокую арендную плату (26,9%), сложности с получением кредита (25,0%) и высокий процент коммерческого кредита (20,0%).

По оценке руководителей, в I квартале 2022г. средний уровень торговой наценки составил 25,3%. При этом большинство респондентов считают, что он ниже уровня, который был бы достаточным для возмещения их затрат и обеспечил бы получение необходимой прибыли. Разница между сложившимся и достаточным, по мнению предпринимателей, уровнем торговой наценки по всем обследованным организациям составила 12,1 процентного пункта.

Оценивая перспективы развития экономической ситуации в розничной торговле 75,0% руководителей организаций, принявших участие в обследовании в I квартале 2022г., прогнозируют, что в следующем квартале она останется без изменений, еще 20,0% опрошенных респондентов ожидают ее улучшения. Кроме того, стоит отметить увеличение числа руководителей, ожидающих ее ухудшения: в I квартале 2021г. их доля составила 5,0% от общего числа опрошенных руководителей (в IV квартале 2021г. – 11,5%).

[1] Без оборота розничной торговли индивидуальных предпринимателей, продажи товаров на рынках и сокрытия.